К Достоевскому в театральном мире отношение опасливо-настороженное. Кто-то уверяет, что этот писатель вообще не для сцены – не случайно же сам он не написал ни одной пьесы. Худрука Минусинской драмы Алексея Песегова такие рассуждения не смущают – по его мнению, Достоевский театрален, как никто другой. Стоит ли удивляться, что для своего дебюта в Красноярском театре им. Пушкина режиссер выбрал именно «Игрока».
Песегов говорит, что согласен с Достоевским: игра – один из способов добывания денег, хотя в ней все и рассчитано на какую-то мифическую удачу. Но страсть к игре ненормальна, это своего рода болезнь. Режиссер четко обозначил для себя задачу: исследовать путь человека к этой болезни. И, на мой взгляд, ему это удалось. Не вызывает сомнения и актуальность темы – сейчас, в эпоху повального увлечения казино и игровыми автоматами, появление такого спектакля как нельзя более своевременно.
Игорное наваждение начинает преследовать главного героя, молодого учителя Алексея Ивановича (Дмитрий Корявин), с первых же сцен (что особенно подчеркивает монотонный, навязчивый стук игорного шарика на фоне нервно звучащей скрипки). Алексей изначально одержим мыслью выиграть когда-нибудь крупную сумму. И шаг за шагом приближается к своей фикс-идее.
…Вот он в первый раз играет в рулетку по просьбе Полины – как же отказать любимой женщине! Везение раззадоривает и одновременно вызывает досаду – что за интерес играть на чужие деньги? Вот с азартом и недоверием наблюдает быстрый выигрыш «бабуленьки» Антониды Васильевны – выигрыш вопреки всякой логике! И, наконец, триумф – Алексей сам срывает крупный куш. Но Фортуна не улыбается дважды: деньги растранжирены, и попытка повторить успех оборачивается хождением по замкнутому кругу…
Впечатление от происходящего на сцене еще больше усиливается за счет блестящего художественного оформления Светланы Ламановой и мастерской работы со светом – излюбленный песеговский прием. Такое ощущение, что режиссер и художник сознательно отошли от излишней детализации в сценографии, чтобы все внимание зрителей сконцентрировать на игре и диалогах героев. Последних в спектакле хватает: режиссер сам подготовил инсценировку и с текстом Достоевского обошелся очень бережно. А мизансцены прописаны в «Игроке» прямо-таки с ювелирной тщательностью. Добавлю, что это не первая совместная работа Песегова и Ломановой (благо, их объединяет не только творческий, но и семейный союз). И каждую новую постановку можно смело назвать открытием – «Игрок» не похож ни на один из их предыдущих спектаклей.
Но он не получился бы столь мощным и запоминающимся, если бы не оригинальная музыка молодого красноярского композитора Ирины Беловой. Музыка, как и свет, играет в спектакле немаловажную роль – она не статична. Более точного попадания в ткань спектакля и представить себе невозможно, и, пожалуй, это лучшее, что Ирина написала для театра.
Что же касается актерской игры, то особенно любопытно было посмотреть заслуженную артистку России Галину Саламатову в роли Антониды Васильевны. Говорят, поначалу актриса неохотно приняла приглашение режиссера. Но Песегов не ошибся – одна только сцена появления «бабуленьки» буквально взорвала зал! Вся затянувшаяся монотонность первого действия сошла на нет. Да и дальнейшее развитие образа не разочаровывает: Саламатова, как всегда, на высоте. Как, впрочем, и заслуженная артистка России Елена Привалихина (Бланш), которая поразила воображение зрителей не только яркой игрой, но и стройностью своих ножек в сцене соблазнения Алексея. Приятно удивил Сергей Сафрончик в роли мистера Астлея – молодой актер весьма достоверен в том образе англичанина, каким он представлялся россиянам во времена Достоевского (вспомнить хотя бы «Зимние заметки о летних впечатлениях»). Однозначно запоминаются и некоторые эпизодические герои – прежде всего, проигравшийся игрок (Владимир Скробан) и франкфуртский жид (Артем Рудой). А вот исполнителей главных ролей – Дмитрия Корявина (Алексей Иванович) и Ирину Иванову (Полина) я предпочла бы пока не обсуждать. Такое ощущение, что актеры играли не в полную мощь, хотя без сомнения, они могут большее, и со временем их игра усилится. Полагаю, усилится и темпоритм спектакля, его динамика – некоторая затянутость действия смущает не только публику, но и самого режиссера.
В двадцатых числах марта «Игрок» будет представлен экспертному совету фестиваля «Сибирский транзит». Правда, для самого Алексея Песегова не имеет значения, войдет ли его спектакль в фестивальную программу. Но, как бы то ни было, на сегодня «Игрок» - самый явный фаворит театрального сезона в Красноярске.
Елена Коновалова